Промышленность

Энергетика

Вопрос № 1:

Чем обусловлен рост цены на электрическую энергию (мощность) для предприятий республики в 2020 году?

Ответ:

В 2020 году у ряда потребителей Республики Татарстан отмечается повышение платы за потребленную электрическую энергию (мощность).

Для тарифной группы потребителей электрической энергии (мощности) «прочие потребители», к которым относятся промышленные, сельскохозяйственные и пр. предприятия, электрическая энергия реализуется по свободным (нерегулируемым) ценам.

Нерегулируемая цена складывается из следующих составляющих = цена электроэнергии (мощности) на оптовом рынке электроэнергии + цена услуг по передаче электрической энергии + сбытовая надбавка гарантирующего поставщика + инфраструктурные платежи.

Рост цены в 2020 году обусловлен увеличением в структуре цены на электрическую энергию доли покупки электроэнергии (мощности) на оптовом рынке по Договорам о предоставлении мощности, в т.ч. ГЭС и АЭС.

Вопрос №2:

Какие основные нормативные правовые акты регламентируют сферу энергосбережения и повышения энергетической эффективности?

Ответ:

Основным нормативно-правовым документов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, в республике принят Закон Республики Татарстан от 14.07.2012 № 49-ЗРТ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Татарстан».

Вопрос №3:

Какая программа действует в Республике Татарстан в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности?

Ответ:

В Республике Татарстан разработана и утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан» на 2014 – 2024 годы.

Вопрос №4:

Приборы учета используемых энергетических ресурсов: обязательность установки и сроки установки приборов учета?

Ответ:

В целях мониторинга за потреблением энергетических ресурсов и формирования у различных групп населения энергосберегающей модели поведения собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов должны установить приборы учета используемых энергетических ресурсов. Категории объектов, подлежащих установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также сроки установки приборов учета определены статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 1 июля 2020 года выступают изменения федерального законодательства (Федеральный закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ), согласно которым коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации.

Ресурсоснабжающие организации в отношении прибора учета электрической энергии должны будут осуществить его замену или установку, в случае соответственно выхода прибора учета из строя, наступления срока поверки или его отсутствия. Устанавливаться будут интеллектуальные приборы учета с возможностью дистанционного съема показаний.

Вопрос №5:

Что такое «класс энергетической эффективности»?

Ответ:

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товары на территории России должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности.

Класс энергетической эффективности – это характеристика, отражающая энергетическую эффективность продукции.

Виды и характеристики товаров, для которых маркировка класса энергетической эффективности является обязательной, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 года № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».

Шкала энергоэффективности для всех групп маркируемых изделий разбивается на несколько классов. Существует всего 7 основных классов энергоэффективности – A, B, С, D, E, F и G. Последнее время появились также и дополнительные классы: А+ и А++. Самый эффективный класс – это класс А++ (из основных А). Самый неэффективный – это класс G.

Вопрос №6:

Как будет происходит отказ от ламп накаливания?

Ответ:

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории России водиться запрет на оборот ламп накаливания:

- с 01.01.2011 г. - ламп накаливания мощностью 100 Ватт и более;

- с 01.01.2013 г. - ламп накаливания мощностью 75 Ватт и более;

- с 01.01.2014 г. - ламп накаливания мощностью 25 Ватт и более.

Вопрос №7:

Какие энергосберегающие лампы можно использовать и как их утилизировать?

Ответ:

Под описание «энергосберегающая» подходит практически любой вид электрических ламп, потребляющих меньше энергии на единицу светового потока, по сравнению с самой обычной лампой накаливания. В данном случае, потребление электроэнергии лампой накаливания берётся за эталон. Различают флуоресцентные, галогеновые, светодиодные энергосберегающие лампы.

Для утилизации энергосберегающих ламп можно отнести их в свой районный ДЕЗ (дирекция единого заказчика) или РЭУ (ремонтно-эксплутационное управление), где установлены специальные контейнеры (прием бесплатно). Если ламп много (например, перегоревшие лампы в офисе, на предприятии), то можно заключить договор со специализированными организациями, занимающимися приемом и утилизацией ртутьсодержащих отходов.

Вопрос №8:

Что такое «энергосервисные контракты»?

Ответ:

Энергосервисный договор (контракт) – это договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Расчеты между исполнителем и заказчиком происходят за счет средств экономии, полученной при внедрении энергосберегающих мероприятий, оборудования, технологий.

Более подробно об энергосервисных контрактах и о их развитии в Республике Татарстан можно ознакомиться на сайте Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан: https://mpt.tatarstan.ru/rus/novaya-papka.htm.

Газовая отрасль

Вопрос №1:

Какие основные предприятия данной отрасли можно выделить особо?

Ответ:

Республика Татарстан является одним из крупнейших потребителей природного газа в Поволжском регионе России. Природный газ, в основном, обеспечивает потребность Татарстана в первичных энергоресурсах.

Поставки природного газа потребителям Республики Татарстан осуществляет региональное специализированное предприятие по реализации газа ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань», выполняющее функции уполномоченного оператора по закупке природного газа, его реализации потребителям на основе договоров, обеспечению платежной дисциплины.

Организация надежной и бесперебойной транспортировки газа, эксплуатация газотранспортной инфраструктуры и обеспечение энергетического комплекса, промышленных и коммунально-бытовых потребителей природным газом осуществляется региональной газораспределительной организацией ООО «Газпром трансгаз Казань».

ООО «Газпром Сжиженный Газ» осуществляет хранение, оптовую и розничную реализацию сжиженных углеводородных газов.

Вопрос №2:

Расскажите о потреблении газа в Республике Татарстан?

Ответ:

Потребление природного газа в Республике Татарстан за 2019 г. составило 17 760 млн куб. м. Основной объем потребления газа приходится на энергетику и жилищно-коммунальное хозяйство.

Вопрос №3:

Расскажите, пожалуйста, о показателях газификации Республики Татарстан?

Ответ:

По показателям газификации Республика Татарстан занимает лидирующее положение среди регионов России. По состоянию на 01.01.2019 года уровень газификации Республики Татарстан составляет 99,51%, при этом характерной особенностью Татарстана является то, что высокие показатели газификации обеспечены в равной степени для городов и сельских населенных пунктов.

В то же время нельзя считать газификацию Республики Татарстан полностью завершенной, поскольку в настоящее время идет интенсивное строительство новых жилых домов, социальных, промышленных, сельскохозяйственных и других объектов.

Правительство Республики Татарстан, с учетом высоких темпов жилищного строительства и развития социальной сферы в республике, уделяет большое внимание дальнейшему развитию газовой инфраструктуры.

В целях дальнейшей газификации Республики Татарстан постановлением КМ РТ от 30.12.2019 года №1265 утверждена Региональная программа газификации коммунального хозяйства промышленных и иных предприятий Республики Татарстан на 2019-2023 годы, с общим бюджетом финансирования более 2,8 млрд. руб.

Нефтегазохимический комплекс (далее – НГХК)

Вопрос №1:

Какие программы приняты в области развития нефтегазохимического комплекса в Республике Татарстан?

Ответ:

Развитие нефтегазохимии и повышение конкурентоспособности продукции отрасли остается одним из главных приоритетов промышленной политики Правительства Республики Татарстан, предметом особого внимания.

Основой устойчивого прогресса нефтегазохимического комплекса является работа в рамках утверждаемых Правительством Татарстана пятилетних программ. Сегодня действует четвертая программа развития нефтегазохимического комплекса на 2015-2019 годы, акцент в которой сделан на углублении переработки нефтяного сырья, получении высокомаржинальной продукции с улучшенными потребительскими качествами, расширении кооперации промышленных предприятий-производителей полимерной продукции и композитов с предприятиями/организациями смежных отраслей, занятых в автомобиле- и судостроении, производстве бытовой техники и спортивного инвентаря, строительной индустрии и т.п. В период реализации Программы базовые предприятия комплекса планируют инвестировать в основной капитал до 650 млрд. рублей.

Вопрос №2:

Какие проекты в рамках импортозамещения реализованы и реализуются в НГХК?

Ответ:

– Предприятия НГХК обеспечивают свыше 75% промышленных инноваций.  В последние годы существенные объемы инвестиций большинство предприятий комплекса вкладывали в обновление и модернизацию оборудования, зданий и инфраструктуры. За пятнадцатилетний период в комплекс инвестировано порядка 1 трлн рублей, реализованы крупнейшие проекты.

Акцент на импортозамещение в  программах развития  нефтехимиченского комплекса республики присутствует, начиная с 1999 года, когда была принята первая программа. Результатом этого стало потребление собственных катализаторов, абсорбентов и ПАВ при производстве крупнотоннажной химической продукции и добыче нефти, значительно расширился марочный ассортимент выпускаемых пластиков, появились производители композитов и прочее.

В период введения санкций в отраслевые планы Минпромторга России, содержащих более 2000 наименований продуктов и технологий, порядка 120  вошло по предложениям наших предприятий.

Сегодня на «Казаньоргсинтез» находится единственное в России производство поликарбонатов по самой современной в мире безфосгенной технологии.         

В 2015 году в Менделеевске введён в эксплуатацию новый интегрированный комплекс по выпуску минеральных удобрений «Аммоний», который не имеет аналогов в России.

В рамках совместной деятельности с предприятиями «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез», группе компаний «Данафлекс» за счет омологации в производство пленочных материалов марок полиэтилена этих производителей удалось снизить импортную составляющую по сырью с 50% до 20%.  

У «Нижнекамскнефтехим» есть успешный опыт по импортозамещению материалов для производства холодильной техники: с 2015 года компания «Позис» перешла на потребление нижнекамского АБС-пластика вместо аналогичного корейского.

Сегодня большинство предприятий комплекса ориентировано на повышение производительности труда, выпуск конкурентоспособной продукции не только на внутреннем рынке, но и на экспорт.

Рассчитываем, что кластерный подход к развитию отраслей принесет положительные результаты за счет консолидации усилий и ресурсов бизнеса, науки, и государства.

При содействии министерства создан промышленный кластер полимерных автокомпонентов Республики Татарстан (общее число участников – более 20 предприятий и организаций).

                Еще один проект, инициированный министерством, по созданию «Фармаполиса Республики Татарстан» ориентирован на развитие высокотехнологичных отраслей и максимальное использование профильного научно-образовательного потенциала республики. Планируем, что благодаря командному стилю работы с Минздравом РТ, КФУ, Институтом органической химии им. Арбузова, компаниями «Татхимфармпрепараты» и «Нанофарма Девелопмент», в республике будет создан фармацевтический кластер как за счет привлечения новых резидентов, так и за счет развития в данной сфере исследовательских компетенций.

  Сегодня кластерный подход к развитию промышленности выходит за региональные рамки, и Республика Татарстан принимает участие в создании межрегионального композитного промышленного кластера с Саратовской и Московской областями (Инициатор - АО «НПК «Химпроминжиниринг», входит в Госкорпорацию «Росатом»).  В республике 17 компаний производят композиционные материалы и изделия из них (ООО НПП «Завод стеклопластиковых труб», ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно», ООО «Татнефть-Пресскомпозит», ООО «ИнТехПласт», ООО «КАМАТЕК», ЗАО «КАПО-Композит», ООО «МультиПласт», ООО «АЛАБУГА-ВОЛОКНО», ООО «ЗаряД» и др.) и часть из них стали участниками этого кластера.

В республике создана уникальная среда для развития высокотехнологичного бизнеса – на площадках особых экономических зон «Алабуга» и «Иннополис», территориях опережающего развития города Набережные Челны (в ближайшей перспективе – городов Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь) действуют условия наибольшего благоприятствования для инвестирования и появления уникальных конкурентоспособных производств. Свою задачу мы видим в повышении эффективности этих точек экономического роста.

Сложился положительной опыт взаимодействия компаний благодаря проекту министерства «Полимерный день», формат которого - коммуникативная площадка для предприятий одной из самых перспективных отраслей нефтегазохимического комплекса республики, полимерной. Мероприятия проводятся с привлечением Минпромторга России, вызывая интерес не только у татарстанских компаний, но и становясь центром притяжения для представителей российского отраслевого сообщества. 

Особенно ценно то, что мероприятия ориентированы на решение прикладных задач предприятий-переработчиков полимеров. Так, практическими результатами этой работы стало создание на базе ПАО «Нижнекамскнефтехим» полиэтилена марки Р6347К для импортозамещения в кабельной промышленности (итог «Полимерного дня» по кабельной тематике») и планируемое открытие в г.Казани лаборатории «Exotest Rus» по испытанию пластиков для автокомпонентов.  

Помимо улучшения качества традиционного продукта предстоит работа по преодолению «догоняющего» пути развития в пользу поиска уникального продукта. Ключевым направлением в этой сфере является внедрение элементов цифровой экономики, решений по созданию и управлению жизненным циклом изделий, применению инженерного анализа и суперкомпьютерного моделирования. Республикой Татарстан заключено соглашение о сотрудничестве с ГК «Росатом» с целью реализации проекта «Цифровой регион», координирующего и объединяющего усилия разработчиков отечественных технологий цифровой экономики, промышленных предприятий и органов государственной власти Республики Татарстан.

 

Вопрос №3 Какие кадровые проблемы существуют в НГХК? Как они решаются?

Ответ:

В республике некий дисбаланс в системе профессионального образования присутствует, который выражается в дефиците выпускников рабочих специальностей с начальным и средним профессиональным образованием.

Для преодоления этой ситуации на предприятиях комплекса организована целевая подготовка кадров, заключаются договора с учебными заведениями по подготовке специалистов востребованных профессий.  Возрождается система среднего профессионального образования, организуются профильные классы в средних учебных заведениях.

Развитие кадрового потенциала является одной из стратегических задач крупных республиканских компаний.

На базе Казанского технологического университета (совместно с отраслевыми техникумами, колледжами и промышленными предприятиями «Нижнекамскнефтехим», «ТАНЕКО», «Аммоний», «Хим.завод им.Л.Я.Карпова», «ТАИФ-НК», «КамАЗ», шинный комплекс «Татнефть») реализуется дуальная система подготовки специалистов. Ее суть проста: теорию студенты изучают в учебном заведении, а практикуются в применении полученных знаний сразу же на производстве с первого же семестра. Такая комбинация приносит желаемые результаты, о чем красноречивее всего говорит табель успеваемости студентов, высокие оценки в котором свидетельствуют о заметном повышении качества обучения.

Кроме того, совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан ведется работа по созданию сети ресурсных центров для подготовки квалифицированных кадров и специалистов.  К 2020 году запланировано создание до 30 современных ресурсных центров подготовки кадров для ключевых отраслей экономики региона.

Популяризации трудовой деятельности на производстве способствуют и республиканские отраслевые праздники. «День химика», проводимый в городе химиков Нижнекамске, - это яркое событие, демонстрирующее лучшие отраслевые достижения республиканских предприятий и химической науки, с награждением самых успешных коллективов и выдающихся личностей.  

В 2019 году Казань станет местом проведения Мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс. Уже сегодня активно ведется подготовка к этому масштабному событию, которое соберет молодых профессионалов из более 70 стран мира, соревнующихся в более 50 компетенциях. В процессе подготовки к этому событию проводятся региональные, окружные и национальные чемпионаты, которые широко освещаются в СМИ и способствуют формированию положительного имиджа рабочих профессий.

Мобильность трудового населения может стать и преимуществом, и проблемой любого региона. В Татарстане создаются все более привлекательные и комфортные условия для жизни, обеспечивается возможность получения высокотехнологичной и качественной медицинской помощи, проводятся интересные и масштабные культурные и спортивные мероприятия. Все это, при наличии интересной работы на более чем, 1000-чи химических предприятий региона, способствует тому, что выпускники высших учебных заведений предпочитают оставаться в республике.

 

Оборонно-промышленный комплекс

Вопрос № 1:

Где можно ознакомиться с перечнем федеральных целевых программ России и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2018 год?

Ответ:

Ознакомиться с перечнем федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2018 год, Вы можете на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации http://fcp.economy.gov.ru/.

 

Машиностроительный комплекс

Вопрос №1

Я выявил нарушение трудового законодательства на предприятии Республики Татарстан. Как мне дальше действовать?

Ответ:

В соответствии со ст. 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 353 ТК РФ установлено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Вопрос №2

Я бы хотел устроиться на работу на машиностроительные предприятия Республики Татарстан. Каким образом Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан может мне посодействовать?

Ответ:

В соответствии с законодательством о занятости населения государственные услуги гражданам в поиске подходящей работы оказываются органами службы занятости при их личном обращении по месту проживания (пребывания). Содействие в трудоустройстве осуществляется на вакансии, заявленные работодателями в центры занятости населения с учетом их требований к кандидатам. В центрах занятости населения гражданам предлагаются вакансии, которые в настоящее время имеются на рынке труда города, района и заявлены работодателями. Право выбора кандидатуры из претендующих на замещение вакантных должностей как направленных органами службы занятости, так и обратившихся самостоятельно имеет работодатель.

Последнее обновление: 1 марта 2022 г., 10:41

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International